Сообщество приверженцев
экологически чистого транспорта

Изобретение велосипеда: тест-драйв «ленивого гибрида»

Пользовательские группы: Мир Электротранспорта
Изобретение велосипеда: тест-драйв «ленивого гибрида»

Гибрид гибриду рознь. Это касается и флоры, и мира автомобилей, и велосипедов тоже. Чаще всего гибридным велосипедом у нас считают то, что автомобилисты называют кроссовером: байк с возможностями и городских, и горных моделей. Но мы будем говорить о велосипеде с «умным» электроприводом, который активируется только тогда, когда седок сам активно крутит педали. При этом гибрид внимательно следит, чтобы его владелец не отлынивал от работы, – как только человек ослабляет давление на педали, хитрый привод тоже снижает долю своего участия в процессе. В конце концов, если хозяин, скажем, устанет или решит откровенно «просачковать» поездку, электровелосипед просто остановится. Крутить педали вместо вас он не будет. Зачем же было изобретать такого ленивого помощника?

 

Надзиратель

В славянском мире такой транспорт точно не приживется. Наш человек совершенно логично рассудит: зачем платить 2-3 тысячи «зеленых» за «умный» электровелосипед, если он не собирается работать за меня, и педалировать придется все равно самому? Однако европейцы рассуждают иначе. Немного «поведенные» на теме здорового образа жизни, они решили оставить-таки велосипед велосипедом с его необходимостью приложения мускульной силы. Но, чтобы сделать его более привлекательным для широких масс населения – в том числе не желающих особенно напрягаться – оснастили его таким вот хитрым вспомогательным приводом. В результате велик XXI века получился более быстрым, менее напрягающим и притом все еще полезным для здоровья. Ну и заодно более дорогим, что в условиях развитого капитализма тоже немаловажно. Такой транспорт и удовольствие пользователю принесет, и за его здоровьем присмотрит – проследит, короче говоря, чтобы не слишком от процесса педалирования отлынивал, да еще и подстегнет при необходимости.

 

Ноги идеи растут из проекта вездесущей компании Robert Bosch GmbH, которая разработала и уже не первый год поставляет велопроизводителям (таковых уже около полусотни) систему Bosch eBike для комплектации велосипедов с гибридным приводом. Если коротко, набор состоит из приводного модуля, аккумулятора и блока управления с контрольными приборами.

 

Модуль монтируется на месте каретки (делается это в промышленных условиях, поскольку рама велосипеда должна быть спроектирована соответствующим образом), аккумулятор крепится на багажник, блок управления прикручивается на руль. Все остальное на велосипеде остается «родным» – колеса, руль, планетарная «коробка передач» во втулке заднего колеса и тормоза.

 

Существуют аналогичные системы и других производителей, в том числе и не требующие специально адаптированной рамы: в них используется тяговый электродвигатель, встроенный в ступицу переднего колеса. Такие тоже довелось протестировать в городских условиях, и существенной разницы с точки зрения человека, едущего на работу или на прогулку, замечено не было.

 

Покрутим?

Что ж, как я ни оттягивал время разговорами и историческими справками, этот момент все же настал: пришло время крутить педали. Беру первую из очереди ожидающих меня веломашин – Giant Twist. Обычный городской велик, все удобно и понятно. Толкаюсь ногой, начинаю ехать – и вот оно! Первое же нажатие на педаль приводит к неожиданно мощному движению вперед. Кручу педали, увлекся, скорость нарастает – здорово! Сразу замечаю: чем сильнее давлю сам, тем больше помогает мне велосипед, ориентировочно соотношение участия меня и велосипеда в затратах мощности – 50:50. Прекращаю педалировать совсем, качусь – накат самый обыкновенный.

 

Выбираю отрезок дороги посвободнее, решаю выжать «максималку». Ориентируясь по электронному спидометру, легко набираю 25 км/ч, но потом замечаю, что электромотор перестает мне помогать. Самостоятельно разгоняюсь еще до 30-32 км/ч, но потом быстро выдыхаюсь: уфф, хватит! Сбавляю темп и чувствую, как в районе тех же 25 км/ч хитрый привод снова начинает помогать мне. Уже после теста выяснил, что предел скорости зависит от возможностей вспомогательного привода и задан конструктивно. Есть приводные модули, которые рассчитаны на «отсечку» аж при 45 км/ч. Вроде бы многовато для велика, но, думаю, при помощи электричества я легко бы достиг их.

 

Плюс нюансы Однако езда по ровной местности – далеко не самое сложное, что ожидает в пути велосипедиста. Подъемы – вот настоящий бич для водителей мускульного транспорта! Нахожу подходящую горку, начинаю штурм и получаю самую действенную помощь. Электронные датчики в каретке, фиксирующие мое старание, хорошо понимают проблему, и электропривод сразу наращивает мощность на ведущем колесе. Подъем преодолеваю неожиданно легко – вот в таких условиях электропомощник особенно полезен велосипедисту. Хотя, честно говоря, я бы предпочел, чтобы на подъемах мотор тащил меня и велосипед полностью сам.

 

Такая возможность была доступна на другой протестированной мной модели – основательном Sachs Electra 3. Нажимаешь на надрулевом пульте управления соответствующую кнопку – и получаешь полноценный электровелосипед. «Газу» даешь, как на мотоцикле – поворотом правой рукоятки, но динамика все-таки не мотоциклетная. В полностью моторизованном режиме велосипед достаточно «живой», легко набирает положенные 20 км/ч, хотя об активной езде говорить не приходится. Но куда хуже, что в таком режиме полного заряда батареи хватает на меньший пробег.

 

Конечно, в этом плане многое зависит от стиля езды и того, какой емкости батарею вы заказали при покупке. Например, опробованный мной Sachs, согласно документации, при литий-ионной батарее емкостью 0,36 кВт·ч обладает запасом хода от 18 до 33 километров при диапазоне скоростей 18-30 км/ч. Бошевский eBike может быть укомплектован одним из трех аккумуляторов в 0,3, 0,4 или 0,5 кВт·ч с соответствующей дифференциацией запаса хода. Ну а в режиме совместной работы электричества и человека лучшие модели проезжают до 80 километров и более.

Пробовал я ехать и без подключения электромотора вовсе – получилось, но делать это тяжело: очевидно, спрятанная в районе каретки электромеханическая начинка чрезмерно нагружает педали. Да и увеличившийся вследствие доукомплектации электрооборудованием вес велосипеда сказывается, ведь он достигает целых 30 килограммов. 

 

Веломелочи

Все те несколько гибридных моделей трех-четырех марок, на которых довелось так или иначе поездить, произвели впечатление функционального и абсолютно полезного транспорта. Да, в Европе добрую половину таких велосипедов адресуют любителям активного отдыха, выбирающим для прогулок лесные дорожки, горы или большие парки. Но и для ежедневных поездок на работу подобные велосипеды тоже используют. Поэтому, кстати, батарею во всех случаях делают съемной – чтобы, забрав ее на ночь домой или на день в офис или другое рабочее место, подзарядить ее там, а заодно сделать разукомплектованный велосипед менее привлекательным для уличных злоумышленников. Весит съемная часть силового блока порядка 2-3,5 килограммов, полностью аккумулятор от сетевого адаптера или автомобильного «прикуривателя» заряжается за 2,5-4,5 часа (в зависимости от емкости). А 50% заряда батарея получает всего за час-полтора. В случае с электровелосипедом это вполне приемлемо – как раз достаточно, чтобы выпить кофе и передохнуть перед следующим этапом путешествия.

10 Ноября

Комментарии

Чтобы написать комментарий, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите под своим именем.