Сообщество приверженцев
экологически чистого транспорта

Ток поставлен на поток

Официальные группы: Мир электротранспорта
Ток поставлен на поток

Обслужат по высшему разряду

Только представьте, что уже через пару десятилетий группа «Сплин» будет перепевать свою песню «Новые люди» вот на такой лад: «Замер электробус в троллейбусном парке». Нескладно, зато будет соответствовать действительности. «А чтобы электробусы и электрокары не «замирали», их нужно качественно обслуживать», — оценив мою шутку, встречает в холле ссуза замдиректора по производственному обучению Виктор Исаков.   

Пока движемся по коридорам колледжа, Виктор Петрович объясняет, почему в этом году решили набрать три группы по 30 человек, которые через четыре года станут профессионалами в области ремонта и обслуживания электротранспорта:

 

 

— По прогнозам, к 2025 году в нашей стране будут использовать несколько десятков тысяч электромобилей, к тому же Правительство активно занимается развитием зеленой экономики. И здесь не обойтись без специалистов. Мы решили подготовить их в своей области. Наши преподаватели прошли стажировки, тренинги и дополнили учебные программы новыми знаниями. 


Не дойдя до центра, встречаем директора колледжа Валерия Кириленко:

— Действующую специальность «автосервис» и «техническая эксплуатация» мы частично модернизировали. В учебный план добавили модуль по изучению ремонта и особенностей эксплуатации электромобиля. Узловой ремонт, диагностика электрической батареи… Все оборудование для обучения уже в наличии. В перспективе мы планируем оснастить центр электромобилем белорусского производства. 

 

 

Техника в разрезе


Так, а что сейчас нового? Где ноу-хау обучения? Не буду испытывать ваше терпение: недавно в колледже появился электрокар Nissan Leaf, выполненный в продольном разрезе. «Очень классный», — так говорят преподаватели и ученики. Для него есть и оборудование для диагностики, и зарядная станция.

 

— Первый выпуск специалистов, знающих все о привычных нам авто и об электротранспорте, состоится через четыре года. Но это не значит, что нынешние старшекурсники будут не у дел, — Виктор Петрович распахивает двери ресурсного центра, где находится все самое интересное. — Об основах обслуживания электротранспорта мы расскажем и 3—4-му курсам. 


Ну все. Я готова удивляться. Лаборант центра Павел Пекарский берет инициативу в свои руки и объясняет, как проходят нынче занятия у молодежи:

— Здесь проходят лабораторно-практические работы. На стендах стоят в разрезе тормозная система пневматическая, грузовая, гидравлическая, роботизированные коробки передач, сцепления… Вот смотрите, — он нажимает на кнопку одного из макетов, и все начинает двигаться. 

 

 

Следующий класс лаборатории именуется модно — Uni Train. Здесь двигатели всех видов в разрезе — и тоже «шевелятся». Павел Пекарский подробно объясняет работу каждой детали, подводит к преподавательскому столу:

 

— В этом классе ребята работают виртуально. В специальной программе я даю им задание, где нужно указать, например, датчик положения коленчатого вала. За ноутбуком ребята показывают свои знания, и их правильные и ошибочные ответы я сразу же вижу на своем мониторе. Понимая, где у них оплошность, прорабатываю с ними вопрос по всем системам авто, как правильно работать с мультиметром, компьютерной диагностикой и другим.    


Еще один класс — система приводов, освещения, зажигания, двигателя внутреннего сгорания и много другого. Тут и на педали нажимать можно, и передачи включать, и тормоза в разрезе изучать, и даже шины. 

 

 

От слов — к делу


Прокатите-ка меня, покажите, как заряжаете электромобиль! Выходим во внутренний дворик колледжа, вижу «заправочную» станцию для электрокара. Павел Пекарский предлагает присесть в стендовый Nissan — не могу отказаться. Поехали! «Чувствуете, какая динамика у авто? Как бесшумно ездит? А вот, смотрите, машина может заряжаться в движении». 

 

Владимир Астровский, заведующий лабораторией устройства автомобиля, рассказывает, что сейчас почти все производители автомобилей идут к созданию единой модульной платформы — той, что позволяет с небольшими изменениями адаптировать автомобиль под какой-либо привод.  Так, а что чаще всего ломается в электромобилях, о чем стоит предупредить учащихся? Владимир Иванович призадумался: 


— Если у бензинового авто выходит чаще из строя система питания, то электромобиль в этом плане проще и надежнее устроен — электродвигатель имеет в себе два подшипника, на которых стоит вал, и здесь больше речь идет о надежности компонентов, которые обеспечивают высоковольтную систему. А еще вместо коробки передач стоит редуктор — здесь меньше компонентов, которые чаще выходят из строя у обычных авто. А все остальное, как и в других авто. 

 

 

Новое — хорошо забытое старое


Эвона как! Так, может, всем нужно пересаживаться на новое? Владимир Астровский не спешит:

— Еще в конце XIX века электроавтомобили конкурировали с бензиновыми и паровыми. Первые автомобили Фердинанда Порше были полностью электрическими, затем — гибридами, а следующие — с поршневыми двигателями. Уже тогда электротранспорт был достаточно хорошо оснащен надежными электродвигателями. Вопрос уперся в батареи. Приведу пример: в начале XX века в Нью-Йорке был целый парк такси электромобилей! Безбедное существование парка подкосил как раз человеческий фактор: люди, обслуживающие эти электромобили, неправильно работали с батареями. Из-за этого они быстро приходили в негодность, требовалась дорогостоящая замена. Работа с электротранспортом совершенно не сходится с философией: «Сюда кидаешь провода — идешь курить на два часа». Здесь, правда, нужны хорошие знания.

Что хорошо в колледже с их программой, так это то, что ориентир ее обновленной не завязан только на «электро». Учащихся учат всему. Одна, например, из трех девчат-новобранцев Настя Кравченко знает не понаслышке, что такое генератор, стартер, дроссельная заслонка и многое другое! 

— В будущем даже будет интересно посмотреть на «динозавров», которые в эпоху электромобилей смогут перебрать дизельный мотор, — шутит Владимир Иванович. А пока он все рассказывает и рассказывает мне истории о том, какими были первые электромобили, и я замечаю, как нас подслушивают трое учеников — будущие техники-механики Алексей Никанович, Андрей Матусевич и Михаил Ситько. Вот-вот у них начнутся занятия с этим преподавателем и полное погружение в мир «электро» и автомобильных технологий.

 

Автор: alinakasel@gmail.com

6 Ноября

Комментарии

Чтобы написать комментарий, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите под своим именем.