Сообщество приверженцев
экологически чистого транспорта

Достаточно ли 250 Вт, или тактика эффективной езды

 

            Доставшийся мне велосипед не оборудован сложными системами Pass Control или синхронного с вращением педалей включения электромотора. Соответственно, когда что использовать, определяю сам. На основании езды на велосипеде и небольших познаний в теории электрических двигателей пришёл к следующим мыслям.

            Крутящий момент у данного электромотора очень небольшой, а мощность хорошая. Даже у самого ленивого и нетренированного человека крутящий момент будет в разы выше, ведь для того, чтобы сделать 2-3 оборота педалей, нажимая на них почти всем своим весом, спортивной подготовки не надо. А вот развить высокую мощность сможет не каждый человек. Иными словами, не каждый сможет вращать педали со скоростью 80-100 оборотов в минуту и долго не уставать! Фанаты электричества любят повторять, что электромоторы демонстрируют максимум силы с самого пуска, но при этом не обращают внимания на один важный фактор. Чтобы  выдать такой крутящим момент с места, любой электромотор будет потреблять огромный ток! И если это допустимо для поезда или троллейбуса, подключённого к сети, то на автономном транспортном средстве это будет «бить» по длине пробега на 1 зарядке и ресурсу аккумулятора. Не стоит забывать принципиальное отличие электромотора от двигателя внутреннего сгорания: потребляемая им мощность очень сильно зависит от нагрузки, и гораздо в меньшей степени от оборотов.

            Вывод: нет никакого смысла разгонять велосипед электромотором. Разгон будет медленным, а затраты большими. При желании можно помочь себе мотором, но не надо крутить ручку газа на максимум! Часто достаточно буквально на 2 секунды включить мотор, чтобы получить ощутимую помощь при старте. А вот когда хорошая скорость достигнута, полезно использовать мотор. Даже если постоянно держать газ «в упор», для поддержания скорости расход будет не очень большим. Крутить педали постоянно в таком режиме тяжело и ни к чему. Гораздо рациональнее будет педалировать короткими быстрыми «очередями» при резких порывах встречного ветра или при подъёме на небольшие горки, чтобы избежать потери скорости и снизить нагрузку на батарею.

            Понятно, что это теория. На практике всегда есть исключения, но они в меньшинстве. Один раз я выехал на дорогу шириной в 1 полосу, а сзади появился автомобиль. Дабы не ударить в грязь лицом и не опозорить славную фирму Eltreco, разгонялся и педалями, и мотором, какая уж тут экономия! Но это частный случай. Водитель, кстати, под впечатлением от такой динамики даже не пытался обогнать.

            В интернете водятся видео, на которых люди ставят себе движки по 1000 Вт и демонстрируют внушительный разгон, гоняют на заднем колесе и буксуют на месте с дымом. Но описанная теория продолжает действовать, и приходится соединять несколько аккумуляторов, чтобы получить нужное напряжение или увеличить запас хода. Подобный тюнинг увеличивает массу и цену транспортного средства пропорционально мощности. И уже сомневаешься, велосипед ли это! Так что 250 Вт вполне достаточно, если помнить, что перед тобой велогибрид, а не мотоцикл.

            Судя по размерам мотора и звуку (если прислушаться), предположительно в нём стоит планетарный редуктор. Есть люди, которые настороженно относятся к подобным решениям. Будь это мой велосипед, через пару лет я бы перебрал мотор и выложил кучу фоток. Сейчас сказать про него не могу ничего. Если он хорошо смазан и защищён от пыли, то должен быть надёжным и долговечным. Многие ведь катаются с гораздо более сложными многоскоростными планетарными втулками! У меня тоже был такой опыт, 3 года работала, 1 раз перебирал, потом украли велосипед, так что ресурс неизвестен.

12 Мая

Комментарии