Сообщество приверженцев
экологически чистого транспорта

Зеленая Электричка: По науке :)

С самого начала обещаю я тут устроить Марселю небольшой технический разбор. В цифрах, картинах, фактах и действиях. И вот - первая (а возможно, теперь уже - и единственная) несмелая попытка.

Прозвавшись инженером, хоть и не совсем настоящим, для сохранения реноме буду я сейчас обмерять объективные параметры Марселя - в меру скромных домашних возможностей, разумеется. Для начала - померяем тягу, посчитаем крутящий момент и механическую мощность. Далее - посмотрим на простейшие результаты обмеров электрической части - естественно, без каких-либо скандальных вскрытий, только то, что доступно снаружи, плюс собственные предположения о том, что внутри.


Для измерения тяги после недолгих раздумий решил прицепить динамометр не к машине, а к... дороге. Получившийся "стенд", кроме внешнего вида, воскрешающего в памяти эпизоды из ужастиков категории D, обладает ещё двумя достоинствами - компактностью и относительной работоспособностью. ) Правда, первый вариант его потерпел фиаско: взятый для измерения силы тяги 25-фунтовый кухонный безмен необузданный Марсель с налёту разорвал пополам %\\. Пришлось установить прибор понадёжнее - советский, для взвешивания толстых тёток. Который выдержал всё и по-прежнему готов к труду и даже обороне. Суть метода - по полу на каталках катается доска, на доске буксует Марсель, прижимаемый или отжимаемый рукой от горизонтали и удержимый на месте ногой, сила выталкивания Марселем доски из-под себя измеряется весами, опёртыми на стену. Максимум показаний - сила тяги в кгс, помноженный на радиус колеса - достижимый момент данной мотор-ступицы. Смотрим, слушаем:
 



С механикой всё ясно. Точность таких "измерений" сугубо оценочная, но можно видеть, что значение крутящего момента лежит в районе 2.5 кгс*м (примерно как на коленвалу у ИЖ-Планеты-5 всего-то, и при 100 об/мин max), и что с 7-9 км/ч момент уже начинает убывать, пока где-то при 22-25 км/ч (в моём тяжёлом случае, 95кг, кстати - подвернулся вот измеритель под руку..) не уравниватся с сопротивлением качения. Статическая тяга не отличается от динамической - контроллер просто ограничивает ток через обмотки на уровне около насыщения статора движка. Причём делает это с каким-то загадочным зудом, на который надо смотреть осциллографом, чтобы понять, что он такое.. Или просто кататься и получать удовольствие.:) Кстати, зудеть по мере обкатки стало, как кажется, немного громче, и появился очень небольшой, но - люфт заднего колеса. Возможно, эти две вещи взаимосвязаны. Регулировать мотор-колесо не буду - и аппарат пока не мой, и в проблему это в ближайшем будущем вряд ли превратится.

Следующий сеанс - электрический. Тут всё проще - не надо городить страшных приспособ в тёмном углу и балансировать на одной ножке, пытаясь поймать пик кривой мощности :) Опутывайся себе цветными проводами, и дальше - одна лишь дедукция :
 



Сначала - о токе покоя контроллера в 60 миллиампер. Вроде немного, но за сутки такой стоянки из банки утечёт седьмая часть заряда. То есть где-то три из 20 километров полноценной езды. За неделю - банка сядет полностью. Есть ли где-то там защита от переразряда - не уверен. Может, у контроллера какой-то особенный режим глубокого сна по истечении таймера, но вряд ли в таком есть смысл. Можно "усыплять" сразу по отпущенной ручке газа, а можно не усыплять вообще. Пока не установлю обратное - склонен предполагать последнее :) Так что - не забывайте выключать батарею ключом, когда ставите вел на длинную стоянку, или вовсе её снимать. В снятом виде её ничто не разрядит, потому как, скорее всего, внутри, кроме самой банки, пары проводов и подключаемого кнопкой индикатора заряда, ничего нет. Однако, пока её когда-нибудь не вскрою - за эти предположения не отвечаю. Зарядка фиксированным небольшим током, без балансира, по двухпроводной схеме - всё это плохо (в смысле - бывает и лучше: удобней, надёжнее, быстрее), но дёшево (в смысле - за то, что лучше в полутора, возьмут дороже втрое). Марсель - моделька, в общем-то, простая и без особенной претензии (в сравнении с собственными старшими собратьями), а значит - можно либо мириться, либо, буде такая возможность,- потихоньку совершенствовать имеющееся. Благо - сделать это не так уж сложно, если паяльник оттуда растёт... ... Не забываем о гарантии!!! ;-)

А вот, кому интересно, - разъём зарядного устройства:



Плюс питания - вроде бы верхняя нога на корпусе батареи (выв. 1 XLR'а), минус - нижняя (выв. 2). Средняя (3-я) никуда, похоже не подключена в батарее, и точно никуда - в кабеле зарядки (но лучше всё это, конечно, на своём экземпляре перепроверить). Что касается, в очередной раз, зарядки вообще - то вот идея поднебесным производителям всяческой электронной мелочёвки: в качестве аксессуара выпустить зарядку-брелок размером с коробок или пипку от прикуривателя, через которую можно заряжать нашу батарею от адаптера любого ноутбука, коих щас у каждого не по одному. Схемотехника - пяток низковольтных деталей: поднять напряжение с 21 до 27 вольт при ограниченном токе и отрубить по достижении нужного порога. Размер и вес - повесить на ключи. Удобство - собираясь в гости, не везти в отдельном рюкзаке 600-граммовый кирпич, а если забыл его где - не остаться без движения. Такое вот умозрение.

А на прощание - фото наконец-то подтянутой передней вилки. Не знаю, откуда этот раритетный инструмент в нашем простом быту, но он единственный едва-едва подошёл к 36-миллиметровой марселевской гайке. Гайка, кстати, совсем ослабла, так что, ув. владельцы, как чуть поездили на новом - не поленитесь, протяните для профилактики все крепления, даже добросовестно обтянутые на фирме: на первой сотне они неизбежно ослабнут с новья, не рискуйте, как я, остаться посреди дороги с рулём в руках!



Удачи всем! Хорошей покатушечной погоды!

23 Мая

Комментарии