Сообщество приверженцев
экологически чистого транспорта

Зелёная электричка: Немного сме... ..Немного любви! :)

Продолжаем _обзирать_. Первые впечатления от этой очень полезной, но немного морочной машинки сгладились, и начинается уже повседневная рутина: поездки с чётким осознанием её довольно скромных, но уникальных возможностей, мелкие дорожные заковыки, проявление и выявление первых следов эксплуатации, грамотное разделение принципиальных недостатоков конструкции на более и менее непереносимые.. на фоне общего трудно живописуемого моим скромным языком удовольствия от спокойных, чистых и бесшумных покатушек )

Для начала - ролик с участием давно уже обещанной девицы с переломом. :) К счастью, всё уже практически выздоровело, и нектоторая доля в том есть и Марселя. Бо оный, помимо собственно службы самобеглым Ынвалидным креслом, каковое при нашем местном транспорте оказалось просто необходимо, ещё и не давал даме засиживаться дома и хандрить, вывозил её на всяческую близлежащую природу, что, конечно же, способствовало скорейшему восстановлению всего и вся :) Вот как оно примерно выглядело:

 

 



(Глупая тётка, яростно размахивавшая руками на предмет "что вы тут снимаете рядом со _стратегический_объект_самая_главная_районная_переломня_секретных_переломов_я_тут_зам_зав_сам_глав_трав_бурав_!, и чо эт ваще ваши велосипеды_тут_стоят_что_за_разрешил?!", к счастью, в кадр не попала. Но она, увы, была. Что делать - боятся у нас люди шайтана, и верят в него больше, чем в Аллаха. А шайтан - он, понимаешь, чего только не выдумает, чтоб сгубить род людской: и машины на двух колёсах, которые едут и не падают, и повозки без лошадей, без дыма и огня, и коробки самурайской выделки, которые могут засечь ненароком твою одутловатую госслужащую рожу и вынесть на суд широкой общественности.. Чур, чур. Не надо нам таких персонажей в прекрасный солнечный день, на тихой просторной улице, здоровым и счастливым :) )

В продолжение - о переломе бесчеловечном. То есть - прямо-таки механистическом. То есть - о том, что не далее как вчера, прямо посреди улицы, когда возвращались с очередной гулянки-покатушки "на просад" (то есть на очередные суммарные 20 км батарейки), у Марселя провернулся и вынулся из вилки руль вместе со штырём:( Просто ослаб болт. Заодно посмотрел , как устроен узел изнутри :) Обычный встречный клин, только головка болта его скрывается между половинами шарнира, "переламывающего" штырь. Болт под шестигранник, и небольшой, поэтому сверхусилий затяжки не получить. Стоит, как минимум, смазать литолом низ головки болта, резьбу и сопрягаемые (но не внешние!) поверхности клиньев. Добрым словом вспоминаю, как на старой моей переделанной "Десне" болт стоял 10х1.25 из легированной стали, на всю длину колонки из сверлёного прутка :)) Вес - чудовищный, но затяжка и прочность - скорее можно раму или вилку погнуть, недаром тот аппарат проехал много миль под бензиновым мотором, и развалился в итоге - мотор! :) Вот, нашёл сий чудо-узел :) Оць ТАК треба размовляты украинською!©



Залюфтила, кстати, уже и сама передняя вилка - немного, ездить можно, хотя при длинном штыре создаёт ощущение неуверенности.. а вот подтянуть - нечем. Производитель, видимо, уверен, что в каждой (советской?) семье должны быть два ключа на 36 с узкими губками (при том, что обычный умеренных размеров разводник, годный, скажем, для домашнего водопровода, имеет где-то 30-32 и губки толщиной с дамский пальчик:) ). А ведь колонка рано или поздно всяко разболтается.. На старых велах эта проблема была более или менее решена парой семейников. А тут - если только газовым, с поднаподвывертом да с потерей товарного вида..

Товарный вид, кстати, понемногу теряется сам: вот, например, потёртость от троса на рулевой трубе рамы:



Она возникла сама, это не пыль, не жестокие полёты (которых пока, слава богу, не было), просто "следы нормальной эксплуатации". Плюс тонкий (и, возможно, единственный) слой краски, возможности которого при финишной отделке рамы, кажется, несколько переоценены :( Если активно ездить - такими темпами уже в этом сезоне рама пойдёт в покраску..

Заодно побрюзжу на тему всё той же ручки переключения скоростей:



Внизу и слева - как она должна стоять (на серийном Author'е), а вверху и справа - как она стоит на Марселе. Кверху ногами на несвоём роге руля, надписи перевёрнуты, в том числе и на колёсике с номерами передач, а "набрасывать позиции", то есть с силой тянуть трос в сторону первой передачи, приходится противоестественным жестом "от себя". Есть ещё над чем поработать конечным изготовителям в плане комплектухи!

Правая, опять же, ручка - не так богата, как показано в "официальном" клипе Марселя - индикатора заряда на ней нет:



Тут позволю себе немного философии о ручках газа, передач и высшем предназначении велогибрида такой энергомкости и таких размерений :) Это, скорее, относится к компетенции производителей комплектухи, бо касается и настроек контроллера. Так вот: кроме чисто утилитарного использования, подобный вел был бы хорош для лёгкого и приятного "придания" ездоку начальной спортивной формы (или хоть какой) после зимнего перерыва\вынужденной неподвижности\переосмысления возрастных ценностей :) и т.п.: не всегда охота шуровать на педалях по пыльным и дымным трассам туда, где покататься действительно приятно, и не всем понравится сразу включать в размнку полноценные силовые упражнения на подъёмах, песке, грязи.. Второй велосипед с дополнительным мотором - превосходное средство для возвращения отдельных засидевшихся индивидуумов в физически активную жизнь. Но при этом - два маленьких и весьма желательных "но", касающихся конструкции. Во-первых, очень неплохо было бы чуть-чуть расширить диапазон переключения передач, особенно - в верхнюю сторону. Число их особого значения не имеет, это больше технологический параметр, а вот дать ездоку на максималке реже (но с бóльшим усилием) двигать ногами - полезно, чтобы разнообразить нагрузку. Делать "ниже" первую передачу необязательно, но для сохранности относительно хрупкого рулевого узла, на котором не "подтянешься" для увеличения тяги, - хотелось бы. Все три моих обычных велосипеда - из не самых дорогих, и на них вполне себе присутствуют шимановские "семёрки" несколько большего диапазона, чем на Марселе... Во вторых - управление газом бы поплавнее. А то сейчас от езды остаётся впечатление, что у ручки всего два-три эффективных положения. Может, перепрограммировать контроллер, чтобы стабилизировались (и устанавливались ручкой) непосредственно обороты, а не процент максимальной можности, подводимый к двигателю. Но это, повторяю, вопрос сугубо к производителю контроллера, требующий определённой работы над прошивкой и дополнительных ходовых испытаний. Велогибриды ещё в нежном возрасте, и выработка максимально комфортного алгоритма управления - дело хоть и ближашего, но - будущего.

В настоящем же - за последнюю неделю наездил ещё километров около ста, периодически подзаряжая зверя (полных разрядов было штуки три). Шесть часов до полной зарядки - ещё одно заметное неудобство данного комплекта "БП+аккумулятор". В принципе, отдельные типы литиевых банок допускают зарядные токи до 5С (численное_значение_ёмкости*5) - вот что я называю "быстрой зарядкой":) В основной массе - 0,5-1С , чему пример - любой сотовый телефон, ноутбук, радиоуправляемая модель, современный шуруповёрт и т.п. (и даже компьютерный UPS с древней кислотной батареей), полностью заряжающиеся за два часа, причём в первый час берущие больше 70% заряда. Использование меньших скоростей\токов может быть обусловлено тремя причинами: либо примитивным алгоритмом зарядки (упрощением ЗУ), либо отсутствием балансира\контроллера в батарее (который уравнивает напряжения "в длину" по цепочке последовательно включенных аккумуляторов), либо плохим охлаждением отдельных ячеек в пачке. Что мы имеем здесь - пока не могу знать-с. Видел где-то на сайтах у буржуев полуразобранную батарею аналогичного внешнео вида - там видно, что плоские элементы стянуты термоусадкой штук по 5. Да ещё и снаружи обёрнуты чем-то вроде пеноплена. Соотв., охлаждаются плохо и неравномерно. Может, в этом причина? Хотя, опять же, аналогичная батарея нормируется производителем на зарядку 0,5-1С. Но там, небось, и предохранители есть..? ;-)) Вот здесь - картинка, показывающаяся, как примерно выглядят и как сортируются применяемые в таких батареях аккумуляторы.

Всё-таки хотелось бы глянуть изнутри на контроллер, встроенный в батарею - если он там есть, конечно. Но верхняя крышка под пломбой, и нарушать её я не собираюсь. Отвинтил только пробки предохранителей (их два - видимо, тяговой и зарядной цепей), и.. предохранителей там не оказалось :)) Видимо, социалистические рационализаторы по-прежнему чтут традиции, экономят в большом и малом и повышают кратковременную надёжность (исключив контакты в предохранителях) за счёт "фундаментальной" (любые ёмкие и мощные батареи при коротком замыкании стопроцентно склонны к сюрпризам). Так что - аккуратней с проводами :) Низ батареи изрядно забрызгивается из-под переднео колеса: вешать бызговик в стиле дворовых покатушек 80-х на субтильное пластиковое крыло я бы не стал, а вот сделать стакан, куда сажается аккумулятор, на несколько см повыше конструкторы могли бы.



Марсель по-прежнему притягателен для знающих людей: на улицах подходят, расспрашивают -деды-рыбаки, коллеги-велосипедисты, продавец мотомагазина... Основные вопросы - "а на чём ездит?", "на сколько хватает?", "а где у него мотор?"; вопрос скорости если и возникает - то где-то на предпоследнем месте, "хозяйственное" назначение складной двадцатидюймовки с огромными рулевым и седельным штырями и большим дядькой сверху видно всем :) . На последнем же месте, независимо от количества предыдущих вопросов, оказывается цена. Потому что, узнав на него ответ, собеседники сразу же стухают, и дальнейшей интересной технической беседы как-то не завязывается ;-) Только однажды пара откормленных эцелоппов два квартала тащилась за мной по встречке в своём пепелаце, прямо из окна выясняла посильные уму детали устройства шайтан-арбы и даже чуть не арестовала меня из любопытства. Им чо, у них ящик бананов каждый день на ужин ;-)

Очень позитивный момент - Марсель нравится детям. Здесь вау-фактор тут работает как нигде; правда, совсем малышам, которым бы обычная "Кама" и была бы впору, уже мешает неопускающийся руль. Зато большим - лет от 10 до 14 - эта штука послужит очень добротным переходом к мотоциклу. Ни грохоту, ни дыма, ни бензиновой вони дома и масла на руках по локоть, ни попрошайничества с баночкой на бензоколонке (вспоминаю себя во время оно)). Опасности не больше, чем на велосипеде - разве только повышенная притягательность для начинающих грабителей "с раёна". Но тут уж каждый родитель волен решать на своё усмотрение, это - как айфон любимому чаду за те же примерно деньги.. Хотя в нашем случае, в отличие от "яБлочка", "китайского аналога" за три тыщи по понятным причинам не предвидится.. )

Продолжаем осваивать технику, продолжение - в следующих сериях!

18 Мая

Комментарии