Сообщество приверженцев
экологически чистого транспорта

Зелёная Электричка: Первая Пыль

   Итак, господа, с небольшм опозданием - начинаем-таки первую серию нашего, не побоюсь этого слова сказать, педосмотра :)

   Предметом его, как Вы уже догадались, будет электрифицированный велосипед "Marsel" теперь уже хорошо известной нам компании Eltreco. Название, видимо, призвано намекнуть будущему юзеру на возможность доехать на электротяге до самого Марса, поскольку-таки отличается от исконного Marseille в сторону местного транслита, но также и создаёт вокруг предмета некий флёр де Франс, в каковой Франции наше неспешно наступающее светлое велосипедное будущее - уже всем практически привычное настоящее. Попробуем, каково нежному французскому цветку с поднебесными корнями будет у нас, в узкой пока что до неприличия потребительской нише между медведем, водкой, матрёшкой и балалайкой )

   ...Утром 28 апреля, о котором в этой серии и пойдёт речь, проснувшись с первыми отбойными молотками в нашем тихом переулке, распроводив по дальним поездам всех любимых девушек и закидав в рюкзак наборы для съёмки подвижных и неподвижных изображений, Ваш покорный слуга отправился на заранее объявленный сбор. Сорок минут классической электричкой - и вот я уже на траверсе далёкого и таинственного девятого километра Дмитровки, сиречь - поворота на Лобню. Кондукторша в местном автобусе удивительным образом не заметила ни меня, ни протягиваемой ей полтины - видимо, уже на аватаре было написано, что клиент общественного транспорта изо мну теперь совсем уж бесперспективный. Что ж - поглядим в окно и отрекогносцируем местность, по которой, видимо, предстоит проехать первые пять километров жизни временно будущему моим алюминиевому коню.

   Дорога проста - не то чтобы ровная, как стол, но подъёмы - не больше пары градусов и не затяжные. Движение - небольшое по сравнению не то что с Дмитровкой, но даже с московским нашим переулком. Обочина, правда, узкая и песчаная, и память о том, как вилял по таким на древней советской "Десне", уворачиваясь от грузовиков, ещё свежа, но ничего - прорвёмся. Асфальт, конечно, потрескался, но больших ям, повергающих в ужас пилота складной двадцатидюймовки, нет. Солнце светит, дачники пашут, сады почти уже цветут. Самое место и время испытать столь взыскуемую гальваническую благодать. )

   Добираюсь от "поворота", где останавливается автобус, до назначенного места - обычного торгового здания при бурно, особенно по выходным, проезжей дороге, по пути припрятав в кустах упущенный кем-то по ветру свежий и обширный шмат рекламной тезы. О нём ещё будет полслова ближе к концу, а пока, как в песне Агузаровой, "кругом - автомобили, а в небе - самолёт", вернее - тыщи их, ибо рядом оба "Шереметьева", и субкультура абстрагирования от низколетящей реактивной авиации в этой местности таки сильно развита. Опять же, и об этом будет полслова.

   И вот - по необычной акивности в перетасовывании многочисленной недешёвой электровелотехники обнаруживаются все-все-все - милейшие люди из Eltreco и уважаемые коллеги-будущие народные (а может - и заслуженные!) тестеры. Как специально для меня-халявщика, под навесом приготовлен торт, даже не один, и всяческие вкусные негорючие жидкости, символизирующие грядущий светлый мир без углеродного топлива :) Но на пути к ним - готовый к подписанию в двух экземплярах кабальный договор, в согласии с условиями которого я и пишу сейча эту хрень ;) ; что делать - глубоко вдыхаем, подписываем, откушиваем и идём получать желаемое.

   Желаемым - оказался чОрный ё-, как говорится, -байк, полностью подготовленный к беспощадной действительности: собран, разложен, заряжен, оснащён фонарём, багажником, нормальными дорожными крыльями и.. И вот, собственно, и всё: остальные практические аксессуары потенциальному юзеру предстоит докупить отдельно. А нужны бы сюда, если на мой взгляд: передняя корзинка, путевой компьютер, задний габарит, а лучше и стоп - включатели на тормозах всё равно есть.. Ну, насчёт корзинки - это, может, и минус при будущей перевозке сложенного вела, а вот всё остальное, судя по обширному прошлому опыту покатушек по автодорогам - актуально-насущно для любых случаев, при оптовой-то цене порядка 2% от розничной цены гибрида.

   Также в комплекте - зарядное устройство и комплект минимально необходимого инструмента (два рожковых ключа, два шестигранника и отвёртка-"перевёртыш", качеством на вид - чуть выше "так себе"), с помощью которого можно открутить почти всё, даже колёса или педали, но нельзя, например, подрегулировать чашки каретки (для чего потребуется что-то типа "семейника" от советского велосипеда). Зарядка "кончается" разъёмом XLR (штыри), характерным, прежде всего, для микрофонов и подобной сценической аппаратуры, так что придётся быть осторожным, чтобы в путанице проводов, имеющей место быть в моей и дружественных квартирах, не послать 30 вольт/10 ампер в какой-нибудь пульт ценой в два-три небольших велогибрида ;)

   Есть глянцевая русская инструкция на 16 листах, форматом с малый "ленинградский" тортик, в которой - самые основные сведения об эксплуатации, вождении и устройстве. Подобные прилагаются к автомобилям - без автошколы и курсов механиков всё равно к описываемому в них предмету не подступиться. Так же и данный аппарат - требует для начала не только элементарного умения, но и некоторой сноровки в езде на обычном велосипеде, а для грамотного "научно обоснованного" пользования - некоторых познаний о том, чего нельзя делать с электрическими приборами и частями :) Короче, определённая масса "внеклассного чтения" умных книжек и форумов любознательному el-катайцу никак не повредит! Прилагается также отдельная инструкция от зарядки - на чистейшем ChinGlish. Это, а также и характерные упоминания в основной инструкции о наличии, виде и действии тех или иных приборов "в зависимости от комплектации", как бы намекает на, скажем так, "эксклюзивную сборку из серийных комплектующих". Но - с виду всё основательно и крепко, так что забудем об этом и отдадимся целиком радости свободного передвижения! :)

   Рама "Марселя" - алюминиевая. Проверено специальным супермагнитиком :)) , крупные рельефные сварные швы и большое сечение хребта - тоже намёк на "крылатость" металла. Даже болты крепления багажника к перьям - из чего-то немагнитного. Стальные - подседельная труба и передняя вилка. Стык хребта с задним треугольником усилен двумя "подкосами", верхний из которых - ручка для переноски разложенного вела. Относительно неё развесовка аппарата идеальная - с учётом аккумулятора и мотора сзади, стальной вилки спереди, удлинённых задних перьев, довольн основательного багажника - как раз получается, что на руке он висит горизонтально. Как показал первый забег - через рельсы нести удобно, на лестницу в пятиэтажке (т.е. под углом) - не очень :). Что же касаемо веса в 22 заявленных кг - то после 15-килограммового "Салюта", с которым управлялся ещё десятилеткой, - разница невелика. Это, конечно, не 28-дюймовый шоссейный "Author", которым гордится боевая подруга (один из поводов - он легче "Марселя" вдвое :] ), но самостоятельно снести с лестницы и занести обратно, хоть и с некоторым усилием, развитая вело-дама может и гибрид. А уж вело-джентльмен одесную, пожалуй, прихватит и даму :)

   Обода - двойные, 20-дюймовые колёса кажутся очень жёсткими. По крайней мере, от разболтанной старой "двадцатки" Вашего детства ход вела будет отличаться разительно :) В лучшую, конечно, сторону: ни вихляния по курсу, ни непредсказуемой реакции руля на манипуляции с "газом" и сюрпризы асфальта.. Известный "грех" алюминиевой рамы, выражающийся в передаче на Вашу "посадочную опору" рельефа каждой частички дорожного гравия, сглажен довольно значительным пружинящим изгибом верхних перьев задней вилки - обычный приём изготовителей, в данном случае довольно эффективный, потому что перья длиннее, чем на обычной "двадцатке" (за счёт аккумуляторного отсека) и изогнуты в обеих плоскостях. Такой вариант, естественно, невозможен при переоборудовании в е-байк простого складного велосипеда. Седло в комплекте - подпружиненное, мягкое, но, увы, некоей "средней" ширины - на мой взгляд, на такие, считай - прогулочные электровелики лучше бы с завода ставить "расслабляющее" широкое седло: работать педалями в вертикальной посадке на нём не менее удобно, а основное время электровелосипедист всё-таки оперирует двумя-тремя пальцами правой руки :)) . Помню отцовский-дедовский, ещё 60-х годов, мотовелосипед "Гауя" - вот там было зачОтное седло!.. Кстати - вообще подобные ему машины, на мой взгляд, хорошо брать для сравнения нашего "здесь и сейчас" с ихним "там и тогда" реальных возможностей прогулочного и утилитарного мотовелопрома. Капризный мотор, бензиновый дух в квартире, треск в объезжаемых полях, размешивание горючки с маслом в случайной бутылке, тяжкий скрипучий ход на педалях... Это, как говорила шарообразная наша Нюша, "ОН". Рубль за одну зарядку "в ценах Мосгорсвета", почти полное отсутствие периодического обслуживания, абсолютно свободное вращение колеса при отключенном моторе - это "Я", то бишь - субъективно освещаемый здесь мною "Марсель".



   ...Ну ладно, хватит пока технических подробностей - в следующих сериях тоже надо будет о чём-то писать :) После краткого инструктажа (главное отличие от остальных видов мото- и велотехники - дополнительная кнопка под рулём, отключающая ручку газа) делаю пару кругов по двору. С места свежезаряженный конь берёт резво, на дыбы, конечно, не становится, но со стартом на педалях вполне сравнимо. "Газ" легко поворачивается двумя пальцами, а при усердии - можно и одним. Ручка занимает примерно треть хвата руля - как обычная вращающаяся "грипса" переключателя скоростей. Соответсвенно, места для правого переключателя уже не остаётся, есть только левый и шесть передач на задней "звезде". В принципе, достаточно, если нет задачи разрушить машину сверхусилиями на жестоком бездорожье или разгоном до 50 под уклон :) Хотя под горку - да, хотелось бы чуть большего ) Плавности "газу" не хватает - то есть регулятор стартует не совсем от нуля, а примерно как старый советский троллейбус - с некоего "чуть-чуть". Приноровившись, вписываюсь на электротяге в радиус метра два :) В ожидании финальных групповых фото на площадке - выезжаю за ворота, а там... весна! :)) И, не удержавшись, нечаяно делаю первый километр по какому-то боковому отростку. Кривой асфальт, пыль, щебень - несмотря на неухоженность дороги, никакого дискомфорта. Ну что - двухколёсный сезон открыли! (каюсь, этой весной ездил пока только на бензине, и никак не мог собраться выкатить из кучи зимних припасов "другвелосипед"). Километры, а равно и их первую производную по времени, показывает GPS-навигатор - слава Аллаху, он всегда со мной, в древней трубке с новой двойной бессмертной китайской батарейкой; почему-то - счастливо уверил себя, что "Марсель" будет компьютеризован, и рассчитывал, что он сам выдаст и свою скорость, и расстояние. А GPS - как обычно, проверить точность поднебесного спидометра, каковая.. Но поскольку спидометра не оказалось вообще - сообщаю: "первая производная" на ровном участке, как и заявлено производителем, ограничена примерно 25 километрами в час, и на ровном участке выше не поднимается, если с полной силой не крутить педали.

   Наконец, отщёлканы на почти уже майском солнце счастливые лица, слегка потравлен фуршет - и народ постепенно разлетается на большую дорогу. Не видел, увы, кто как уезжал - кто-то из коллег говорил об "электричке через час", кто-то кучковался возле машин, возможно, не желая выбираться с шоссе своим ходом.. А я, в четыре ремня и штатную резинку примотав к багажнику рюкзак с камерами, так и не задействованными, - до свиданья, доверчивые хозяева, спасибо за сладкое, светитесь, мои небритые лица, в промо-блоге Eltreco, прощай, "билет в красноярск", я вернусь за тобой, здравствуй, неизведанный мир электричества и магнетизма, - триста метров направо по Дмитровке до всё того же поворота, да из-под куста спрятанную тезу :). На Лобню там велосипедисту пробраться не так-то просто - отстояв пару циклов светофора, я так и не дождался "пешеходной" фазы :( Да, начало немного не французское, но тут молодой гаец с поста, то ли из любопытства, то ли не набравшись ещё опыта человеконенавистничества :) , подошёл, поглядел неск.сочувственно - и мановением руки перекрыл для Вашего покорного непокорную трассу :) Вот и они - ямы да канавы, по которым так предательски ровно шёл утренний автобус. Ждите, лобненские друзья, возможно, уже не спящие в сий ранний тринадцатый час выходного дня !

   Велик идёт достаточно уверенно и ровно - не мотоцикл, конечно, но для прогулок по парку и недальних поездок вот по таким слабо окученным пригородным транспортом едреням, чую, вполне сгодится. Конечно, ни о каком "держаься в потоке", как даже на самом слабом бензиновом скутере, речи не идёт, зато в очереди к переезду я оказываюсь первый ;) На "электрическом стуле" это удобней, чем на простом велосипеде - объезжая колонну справа, меньше рискуешь задеть бордюр, если статично держишь вверху правую педаль. В итоге преодолеваю рельсы пешком, когда поезда уже разъехались, а дорогу ещё не открыли - тут бы и выяснилось, насколько вел годен к горизонтальной переноске, если бы не привязанный к багажнику рюкзак :) А так - неся за ручку, можешь получить рулём в челюсть, а больше мест, чтобы поудобнее прихватить гружёную дуру (под седлом, например) в конструкции не предусмотрено. Зато - предусмотрена массивная скоба, защищающая тросы и провода, проходящие под кареткой, и даже отчасти - ведущую звезду. Зачем кабло проходит именно там - не знаю, но что защита всё-таки есть - это, конечно, отрадно. Не дождался ты добычи, злобный лобненский рельс :)

   У друзей, несмотря на раннее, по нашим понятиям, утро, всегда готов для сирого странника чай, скромный хлеб и .. розетка. Правда, в затрапезной хрущобе массивный электроблок в коридоре узок входом, словно кругозор составителей древних отечественных гостов на дырки и отвечающие им штыри, и европейская вилка в старую советскую розетку не влезла. "Марсель", однако, на пройденных уже шести с небольшим километрах потерял первый "градус" заряда ("трёхградусный" индикатор с кнопкой - наверху аккумулятора) - наверное, постоял какое-то время "свежезаряженным" на складе. Кабель же у зарядного, по чьему-то злому усмотрению, хоть и съёмный, но со столь же злобным разъёмом, свойственным многим современным ноутам: три круглых штыря, окруженные такой же триадой пластиковых полукружий. Если выкусить ему пластиковое же "интимное место" на ответной части в блоке - подходит обычный шнур от магнитофона, но гарантия... :( В общем, "Марсель" на полчаса отправился в комнату, куда уже шагнула компьютеризация, принесшая с собой всеблагой многоотверстый "пилот", а будущие хозяева подобных средств - идут искать более удобный и универсальный сетевой шнур (как уже сделал я) или шаткий переходник с лотка "всё по десять" - как символический мостик из французского le paradis в российскую многогранную действительность :)

   Откушав я - чаю, а "Марсель" - электричества копеек на дцать, мы распростились с гостеприимными Лобстерами, и - взвесив прелести и тягости рельсового пути в Москву, в наш тихий, но в стороне расположенный переулок, подались стопами знаменитой кабельной команды Венички Ерофеева - по коротенькой трассе Шереметьево-Лобня, с расчётом далее на Международное, Ленинградку и - домой. Путь сий известен в народе пробками настолько эпичными, что будущие исследователи русского фольклора конца XX - начала XXI века, несомненно обнаружат недобрую народную память о них и по прошествии тысяч лет. Такое не исчезает. Как не разлагается в природе пластик тех широкогорлых бутылочек с желтоватым содержимым, что в изобилии прибывают числом по обочинам после каждых выходных.. Но храбрый маленький "электрический стул", подпитанный флюидами из громоподобной лобненской электросéти, уже готов бросить вызов проблемам транспорта и экологии! :)

   В районе Шереметьева горки покруче, а повороты и развязки - позаковыристее, чем в классическом Замкадье, даже ближнем. Сохранять темп в движении на подъём приходится волей-неволей, и при уклоне уже градусов в пять - ноги сами тянутся к педалям. Что там написано в заявленных характеристиках на сайте про преодоление подъёма в 45 градусов - не знаю, но в следующих сериях - обязуюсь математически доказать (ну, или хотя бы попробовать), что таковое, а равно и менее смело предполагаемое, совершеннейше невозможно :) При данных ограничениях батареи, контроллера и мотора - вполне можно вычислить реальные способности этой совокупности агрегатов к вознесению на данную высоту с данной скоростью данного немаленького меня. А пока что - усиленно вертим ногами, выезжая из-под путепровода электрички-"аэроэкспресса", берём с хвоста почти километровые пробки с неизменной крейсерской скоростью 22 километра в час :) и крепко держимся на дороге, проходя под крылом приземляющегося Airbus'а. Момент касания рыбьей тушкой полосы я, увы, пропустил, но впечатлений адепту неприкрытого велосипедизма вполне хватило и так :)

   Пыльное и широкое Международное шоссе - далеко не родственная среда велосипедисту. Где-то там, неудачно припёртый к металлической загородке, слегка ободрал правую ладонь. К тому же покатушка длилась уже в целом больше часа, и пользование ручкой газа стало заметно дискомфортным - пальцы свело, проще говоря. Если на мотоцикле держишь вращающуюся ручку всей дланью, то здесь хват по-французски изящен и по-своему утомителен. Хотя кому как, конечно, да и отдыхать надо, наверное. Но лучше бы иметь приспособу для фиксированного газа - может быть, с защитой от опрокидывания и сбросом от тормозов. Какие-то умельцы на форумах писали, что прошивали в свои аппараты круиз-контроль. Но это - отдельная большая тема, связанная с открытостью софта и харда контроллеров. Может, придумаю какую-нибудь нетравмирующую резинку приспособить.. Посмотрим. Пока - табу ;-)

   И вот, наконец-таки уже, о долгожданном грустном: в районе Химок, недоезжая Юбилейного проспекта, через чистых 20 километров реального пробега на почти постоянно открученном газу - аккумулятор полностью сел. Не берусь утверждать, что предварительная зарядка была произведена полностью и по всем правилам; возможно, что мои метр восемьдесят шесть и около сотни с грузом - не самая распространённая нагрузка для такого класса вела; но трасса была вполне среднеарифметической, погода - тёплой (это тоже влияет), ветер - переменным. И пока что отправляться в будущие "заплывы" я буду с расчётом, что после двух десятков вёрст полагаться уже придётся на силу мускулов, а не электрического флюида. Рекуперации я пока в недрах "Марселя" не нашёл, - может, и есть, но не знаю, как, - и вернуть мотор к жизни, спускаясь с горки или усиленно крутя педали на ровном месте, не получится. Да и КПД этого процесса не так высок. Так что одолевать горбатые длинные мосты на въезде в default city с северо-запада пришлось уже чисто на интеллектуальном приводе :) Несешное это дело, надо сказать. Обычная "Кама", только весом в 25 килограмм. Ну, и "со скоростями", конечно. Пока скакал по химкинским ухабам - и тезу найденную где-то вытряс. Конечно, когда голова занята работой ног - уже не до того, как держится что-то даром даденое и плохо привязанное :)

   Приземляемся, ура! Тридцать с лишком километров пройдено, что для складной двадцатидюймовки с не особо тренированным по весне наездником, как ни странно, довольно много :) ЧÕрный "Марсель" покрылся светлым слоем дорожной пыли - можно рисовать пальцем, можно помыть, а можно и обмахнуть веником. Прямо как глянцевый ноутбук - поначалу вроде как должно быть красиво, а пыль, грязь и "пальцы" быстро накладываются поверх лимузинного понта нетоварной побежалостью. Умеренно светлые цвета - гораздо лучше, если уж выбирать. Затаскиваем на лестницу - перехватившись за округлую ручку на раме, таки можно взять негружёный велосипед под оптимальным для этого углом; но груз пришлось снять. Кстати, о грузе: как вы помните, это, кроме прочего, фото- и видеокамера. За весь этот первый горячечный пробег ими так и не пришлось воспользоваться - попробуем считать, что это была просто доставка объекта домой, некоторые вон вообще в багажнике везли. :) Хотя, конечно, безумно жаль и майской солнечной погоды, и впечатляющих самолётов над Ш-2, и яростных гонок с медленно ползущими дальнобоями в пробках на Ленинградском :) Но не расслабляйтесь: пара достойных красочных сюжетов уже ожидает вас!

   В ближайших сериях: иллюстрированное внешнее (а возможно - и внутреннее;-}) устройство "Марселя"; попытка объективного измерения его ходовых параметров; а также - мелодраматические эпизоды использования "электрического стула" в качестве инвалидного транспорта! В главных ролях - "Марсель" и внезапно вернувшаяся с ближним поездом любимая девушка с переломанной ногой! Ездить на велосипеде без единого нажатия на педаль - теперь это реальность! Многочисленные продолжения следуют! (но надеюсь - без переломов и прочего суицида уже обойдётся :))

   Если кого-то заинтересовал предмет и многабукф, с ним связанных, - пишите сюда, что ещё, на Ваш взгляд, стоит поподробнее рассмотреть в  притонах Марселя  последующих сериях, что развинтить, испытать, измерить, описать. Какое стоит присвоить ему имя собственное, чтобы не писать длинно и в кавычках :) И главное - как улучшить редактуру :)))) Надеюсь, добрые друзья из города и пригородов ещё поучаствуют в покатушках на условиях чаепития, дайпрокатиться и взаимного фотопечатления на чОрном коне, взамен выразив своё веское нубское мнение о новом продукте )

1 Мая

Комментарии