Сообщество приверженцев
экологически чистого транспорта

Аксессуар для багажника Прадо (Part I)

Электросамокат Eltreco RHINO LITIUM
 
 
Основные характеристики (информация с сайта производителя):
 
Вес в упаковке 42 кг
Вес без упаковки 37 кг
Управление с помощью ручки газа
Электродвигатель 1000Вт, 48В
Максимальная нагрузка 120 кг
Максимальная скорость 25-35 км/ч
Тормоза Дисковые механические
Аккумулятор Li-ion 12Ач/ 48В
Пробег До 30 км
Цена около 40 тысяч рублей
 
Наша встреча состоялась в одном из московских мотосалонов. Электросамокат напомнил мне о детской мечте скрестить доску для скейтборда с авиамодельными двигателями. Мне было тогда, наверное, лет двенадцать, я даже вычертил все на миллиметровке. Но мой проект так и остался невоплощенным, то ли в силу своей технической несостоятельности, то ли времени попробовать не хватило – сейчас уже и не вспомню… 
Итак, я не мог его не купить! И причиной тому были не только воспоминания о детстве. Его колеса были обуты в кроссовую резину! 
 
 
 
 
 
Алюминиевая крышка аккумуляторного отсека с фрезеровкой тоже выглядела весьма эффектно. Да и в целом он отлично смотрится! Я забрал бы его сразу, но в салоне в наличии была только  версия со свинцово-кислотным аккумулятором, из-за которого значительно (в моем понимании) увеличивался вес самоката – до 50 кг. Мне же был нужен самокат полегче, ведь планировалось возить его в багажном отделении автомобиля, следовательно, чем меньше вес, тем легче будет проходить процесс погрузки-выгрузки. Поэтому выбор пал на более дорогую версию с литий-ионной батареей. 
 
Пара дней ожидания и коробка с самокатом грузится в багажник моего автомобиля. Габариты упаковки (1150х330х460 мм) позволили разместить его, только сложив второй ряд сидений. К слову, погрузка и выгрузка не составила особых затруднений, так как картонная коробка с двух сторон была стянута пластиковыми стяжными лентами, которые сыграли роль ручек. 
Вскрыв упаковку, я отметил достаточно качественное распределение и закрепление в коробке элементов и узлов самоката. Он был в сложенном собранном состоянии, за исключением снятого седла со стойкой, руля с выносом и переднего крыла. 
 
 
 
 
 
 
В комплект также входят: инструкция по эксплуатации, зарядное устройство с переходником для зарядки аккумулятора вне самоката, набор шестигранников и велосипедный гаечный ключ, крепеж переднего крыла, предохранители, два зеркала заднего вида, пластиковые стяжки. 
  
Для зеркал на руле есть резьбовое крепление, но я не стал их ставить, ибо не по феншую на кроссовом самокате ездить с зеркалами. Фара, которая также идет в комплекте, осталась лежать в коробке, ее я не стал ставить по тем же причинам, что и зеркала.
 
 Впрочем, если бы я все-таки захотел закрепить фару на рулевой стойке, мне это удалось бы только после восстановления резьбы. Я уже сталкивался с такой проблемой на HONDA CR85 моего сына. При превышении момента затяжки крепления руля стальной болт сворачивает резьбу в теле алюминиевых траверс, причем сорванные витки так качественно внедряются в резьбу болта, что при откручивании полностью уничтожается оставшаяся часть резьбы. 
 
 
Эта проблема «лечится» только перерезанием резьбы на больший диаметр и дальнейшим соблюдением осторожности при затяжке. Аналогичная ситуация произошла и с резьбовым соединением крепления фары на стойке руля – резьбы не осталось, на момент вскрытия упаковки болт висел на утолщении и был мной просто оттуда извлечен и забыт. К сожалению, аналогичная ситуация была выявлена и с одним из болтов крепления пластикового кожуха двигателя. 
При постановке выноса руля на стойку, краска на стойке легко срезается телом выноса. Этот недостаток заметен, только если присматриваться, но...
Приятно удивило наличие замка «зажигания» в стойке руля. 
 
 
Нет, конечно, самокат можно просто унести с собой, если не применять дополнительные меры безопасности. Но так хотя бы на нем никто не уедет (а бегом вы его вряд ли догоните). Все управляющие кабели проходят внутри рулевой колонки и выходят вверху непосредственно рядом с выносом руля, внизу – около крышки аккумуляторного отсека. 
Слева на руле расположен блок управления освещением и… кнопка сигнала! 
 
 
Сказать, что самокат движется абсолютно бесшумно я не могу, но порой на его жужжание просто не обращают внимания. Поэтому наличие сигнала считаю плюсом, а использование сигнала при проезде через толпу или при обгоне (!) автомобилей однозначно повышает настроение не только водителю самоката, но и всем участникам движения.
Блок управления справа включает индикацию уровня заряда батареи, кнопку «турбо» и манетку – которая и является ручкой «газа» (об особенностях управления тягой чуть позже). Манетка, потому что вращается не полная ручка «газа», а только половина, по аналогии с механизмом управления переключением передач у велосипеда.
 
 
Справа на руле пластиковыми стяжками закреплен велокомпьютер (имхо, чего-то там, в креплении не хватает, т.к. компьютер слабо закреплен и вращается вокруг руля).
 
 
Соединение управляющих блоков на руле с кабелями выполнены с помощью штекерных разъемов.
 
 
 
Тормоза дисковые, механические. К ним претензий нет. Эффективность вполне устраивает.
Как я уже говорил выше, самокат поставляется практически полностью в сборе, но лучше все-таки провести ревизию резьбовых соединений, произвести смазку всех движущихся и вращающихся элементов и воспользоваться фиксатором резьбы. Так вы гарантированно избавитесь от потерь крепежа от вибрации при движении. 
Самокат имеет подвеску на простейших велосипедных пружинных амортизаторах. Впереди эффектную, с одним амортизатором, сзади – элементарную, с двумя амортизаторами.
На первых метрах эксплуатации выявлен недостаток в соединении рулевой колонки. Обратите внимание, как сделана рулевая колонка на велосипеде – там передняя часть рамы опирается на вилку через подшипник. Гайки рулевой колонки находятся сверху и практически не несут нагрузки, кроме необходимого момента затяжки. На самокате обратная ситуация. Все усилие от седока передается на корпус самоката, затем через подшипник на гайку рулевой колонки, находящуюся снизу. От вибрации эта гайка постоянно откручивается, что приводит к поперечному люфту всей рулевой колонки с передним колесом. Вообще, снизу рулевой колонки три гайки. Первая с обоймой подшипника, затем установлена шайба, затем следует вторая гайка, которая по идее должна играть роль контргайки, следом идет третья и последняя гайка, фиксирующая нижнюю траверсу (возможно, это только у меня с завода подобный порядок установки). Именно из-за наличия шайбы между первой и второй гайкой и происходит постоянное раскручивание рулевой колонки. А это чревато разделением самоката на две части и, учитывая достаточно высокую скорость возможного движения, может привести к серьезным последствиям для здоровья. 
Устранить этот недостаток достаточно просто – нужно переместить шайбу ниже второй гайки и при сборке воспользоваться фиксатором резьбы. Главное при сборке не перетянуть подшипник рулевой колонки. Это может привести к его разрушению (об этом есть пункт в инструкции по эксплуатации). 
После проведенных манипуляций проблема больше не выявлялась. 
 
 
Еще одна недоработка – крепление датчика скорости на вилке. Самокат оборудован велокомпьютером, что, несомненно, приятно.
Вот бы еще и инструкция к нему прилагалась, а то я, к своему стыду, видел его первый раз в жизни, и пришлось изучать его функционал методом «научного тыка».  В заводском, транспортном варианте переднее крыло снято, а на вилке пластиковыми стяжками закреплен датчик скорости. Магнит расположен на ободе переднего колеса. Система вполне работоспособна… без установленного переднего крыла. Попытка установить крыло без изменения места крепления датчика не увенчалась успехом. Выход был найден достаточно быстро – в крыле вырезан паз под датчик, после чего они уже не мешали друг другу (пластик крыла был процарапан по меткам, затем выкушен пассатижами).
  
 
 
Еще пару слов о переднем крыле. Крыло крепится на передней вилке двумя болтами - по одному с каждой стороны. Получается некая ось вращения. При наклоне крыла за него начинает задевать покрышка (при контакте о покрышку задней части крыла вполне можно отправиться через руль), поэтому впоследствии, чтобы исключить трение обязательно сделаю крепление во второй точке.
 
Аккумулятор и аккумуляторный отсек
 
Очень понравилось решение по зарядке аккумулятора вне самоката. При установленной батарее штекер зарядки соединен с разъемом на корпусе. Чтобы не заставлять владельца каждый раз для зарядки батареи бродить в поисках розетки вместе с почти 40 килограммовым самокатом, производитель предусмотрел возможность извлечения батареи. Аккумулятор размещен в чехле из плотного синтетического материала с ручками для переноски. 
 
 
 
 
 
 
 
Разъединив питающую линию и линию зарядки можно извлечь батарею из отсека и взять ее с собой для зарядки. Размеры и вес батареи абсолютно не напрягают.  
Напрягает значительный зазор между крышкой (площадкой) аккумуляторного отсека и его стенками. Высота самоката небольшая, и если ездить в тех местах, где не моют асфальт с порошком, пыль из-под колес оказывается в аккумуляторном отсеке. Согласитесь – одно дело взять с собой чистую батарею для зарядки, совсем другое - таскать кусок грязи. Кроме того, корпус отсека, по совместительству являющийся силовым каркасом самоката, сварен точечно, т.е. между пластинами есть щели и присутствуют технологические (?) отверстия (даже на передней стенке, куда прилетает все из-под переднего колеса). Чтобы хоть как-то ограничить проникновение пыли и грязи, передняя стенка корпуса была мной просто заклеена черной самоклеящейся пленкой, швы внутри отсека были промазаны силиконовым герметиком, сверху отсека на силовые ребра смонтирован дверной уплотнитель от «Жигулей» (модель не помню – двойной, буду переделывать на одинарный, т.к. крышка закрывается только под нагрузкой – велика толщина уплотнителя). Пыли после такой модернизации стало меньше, но совсем избавиться от нее возможно только при полной герметизации отсека, что в моем понимании ни к чему.
   
 
 
 
 
Сидение
 
Самокат оборудован сидением на телескопической стойке, что, безусловно, необходимо, т.к. если исходить из заявленного пробега и простоять весь путь стоя, усталость гарантирована. Плюс, самокат достаточно резко стартует и трогаться без подготовки, стоя на ногах, и не имея дополнительной опоры в виде стойки сидения поначалу не так просто. 
В нижней части стойки сидения по сторонам расположены штифты. Стойка вставляется в приемную трубу на корпусе самоката с пластиковым вкладышем и запирается поворотом. Для исключения обратного поворота и выхода стойки из положения фиксации предусмотрен пластиковый стопор. Из практики - система не очень эффективна, т.к. стопор от динамических нагрузок при движении все-таки выходит из посадочного места и позволяет стойке сидения вращаться. Не очень удобно, но терпимо.
Диапазон регулировок сидения по высоте позволяет эксплуатировать самокат, как взрослым, так и детям. Проверено.
Задняя подвеска и электропривод.
Начну, пожалуй, с привода. Передача момента от электродвигателя на заднее колесо осуществляется цепной передачей. Предусмотрена возможность регулировки натяжения цепи по аналогии с велосипедом. Электродвигатель с колесом смонтирован в едином силовом каркасе, сверху закрытом пластиковым кожухом. По сути, каркас выполняет функцию маятника и соединяется с корпусом самоката посредством оси и двух амортизаторов. Натяжение цепи по этой причине не изменяется от угла наклона подвески. К приводу нареканий нет, хотя хотелось бы иметь возможность менять передаточное отношение установкой разных по количеству зубьев звезд.
 
А вот на задней подвеске остановлюсь подробнее. Помните скрип сидений у старых советских велосипедов? А если кто-то пользовался первыми дешевыми велосипедами с задним амортизатором – помните, как он может скрипеть? Так вот: на самокате применены самые элементарные велосипедные амортизаторы. И у меня не было ни малейших сомнений, что они заскрипят. И да, они оправдали мои «надежды». Аж, через 30 км пробега они заскрипели так, что у меня мурашки по спине побежали, а прохожие стали оборачиваться. В попытке устранить скрип было выявлено нарушение соосности нижних и верхних креплений, что было устранено посредством подбора и установки шайб нужной толщины. Правда, это не прекратило скрип, зато хоть амортизаторы стали работать правильно, не на излом. Специалист сервисного центра посоветовал смазать амортизаторы, чтобы устранить скрип. Да не вопрос, сказано-сделано. Скрип остался, но стал тише и иногда пропадает. Если честно, то я был готов к грядущей замене амортизаторов и прикупил более продвинутую модель пружинно-масляных амортизаторов с минимальными регулировками. Изъезжу эти, поставлю новые.
 
 
 
Чуть не забыл – покупая такой или подобный самокат, обратите внимание на ход подвески в момент сжатия. Используйте настройку преднатяга пружины для исключения повреждений пластикового кожуха электродвигателя от касании о площадку самоката при сжатии подвески под весом седока или на неровностях дороги.
Вот, вкратце, пока и все о технических особенностях тестируемого электросамоката. О его динамике и ездовых качествах читайте в продолжении истории. Поверьте, ему достанется, можете не сомневаться!
 
 
 
 
 
 
 
 
4 Сентября

Комментарии